В последнее время все чаще задача телекоммуникационного обеспечения бизнеса не ограничивается традиционной телефонией. Сегодня каналы передачи данных (для объединения локальных сетей офисов, для выхода в Интернет, для доступа к информационным агенствам и т.д.) становятся необходимым элементом телекоммуникационной системы.
До недавних пор эти задачи решались раздельно. Традиционный подход состоит в организации тракта (трактов) E1 (2.048 Мбит/с) для телефонии, в котором один или группа тайм-слотов отдаются для передачи данных. При невысокой интенсивности обмена данными это решение вполне приемлемо (если задачи телефонии оправдывают организацию тракта E1). Однако при высоких интенсивностях обмена, когда данным приходится отводить много тайм-слотов, указанное решение становится неэффективным. Из соображений экономии затрат на аренду каналов связи хочется, чтобы свободную от телефонии полосу пропускания можно было использовать для передачи данных и наоборот. Кроме того, иногда нужно всего несколько телефонных номеров (часто в дополнение к доступу в интернет), которые никак не могут оправдать аренду (или прокладку) канала E1. Некоторые возможности по решению этой проблемы предоставляет ISDN-телефония, используя которую абонент может для передачи данных использовать либо второй В-канал (64 Кбит/с) одновременно с работой голосового телефона либо один или 2 В-канала для передачи данных. Однако часто одного телефона мало, а для большего количества телефонных номеров не хватает линий абонентского доступа, в г.Москве за пределами центра нет телефонных станций коммерческих провайдеров телефонии, который предоставляют ISDN доступ и т.д. и т.п.
В противоположность традиционному подходу сейчас интенсивно развивается другой, основанный на использовании единого канала для совместной передачи трафика различного вида (данные, голос, видео). Обычно его связывают с ATM, но в последнее время очень динамично развивается технология передачи разнородного трафика по сетям передачи данных (Voice over Frame Relay, VoFR, Voice over IP, VoIP). Этот динамизм в значительной мере связан с прогрессом в развитии технологий сжатия и пакетной передачи голосового трафика (побочный продукт развития технологий сетей мобильной связи). Современные способы сжатия позволяют обеспечить весьма высокое качество передачи речи при скорости 8 Кбит/с (и даже меньше), в результате уже полосы 64 Кбит/с достаточно для того, чтобы передать одновременно несколько телефонных разговоров и организовать передачу данных.
Сегодня мы предоставляем услуги одновременного доступа в интернет и доставки нескольких городских телефонов в офис клиента. В зависимости от конкретной задачи мы используем различные технологии доставки телефонии — либо VoFR либо VoIP. При скоростном подключении по ADSL или с использованием скоростного выделенного канала (начиная с 512к/с) возможно использование единого канала для передачи пакетов данных и телефонии, при меньших скоростях (учитывая сегодняшний уровень технических решений) пока разумнее разделять потоки данных и телефонии по разным каналам (или PVC в случае использования Frame Relay). Необходимость разделять потоки данных и голоса связана с следующими проблемами. Длина стандартного пакета данных составляет 1.5Кбайт, и этот пакет проходя через порт 64к/с занимает его на ~200mc. Если запустить мелкие пакеты телефонии (обычно ~30 байт) в общем потоке с такими пакетами данных, то при небольшой пропускной способности канала будут большие перерывы в передаче телефонных пакетов (будет не разговор, а «кваканье»). Кардинальное решение этой проблемы состоит в том, чтобы разделить потоки данных и голоса. Но существует и другое решение — фрагментирование больших пакетов данных на части и использование приоритетов для разных типов трафика (так называемое качество обслуживания, QoS). Подобные решения существуют, но их качество пока оставляет желать лучшего (скажем, включение фрагментирования пакетов ощутимо ухудшает качество доступа в интернет), поэтому мы стараемся использовать схему разных каналов (или PVC).